\
Интернет-магазин nachodki.ru

Лиманская Анастасия Юрьевна
«Был город...», 2018 г.
Рук. Савин Евгений Владимирович

 

 

Художник: Лиманская Анастасия Юрьевна, 16.10.1996 г.р.
Руководитель дипломной работы: Савин Евгений Владимирович
Название: «Был город...»
Размер: 74 х 101 см.
Материалы: холст, масло
Год создания: 2018 г. 

 

Идея эскиза дипломной работы возникла у автора на четвертом курсе. В выборе темы Анастасия Лиманская опиралась на истории, рассказанные про старинный город Бердск, оказавшийся в середине XX века под толщей воды Обского водохранилища. Из «Пояснительной записки» автора: «Детьми мы ходили на берег моря и слышали рассказы родителей о городе с улочками, белокаменным Сретенским храмом. Каждой весной, когда схлынут воды Обского моря, можно пройти по его дну и выти к песчаному острову, который сохранил остатки асфальта улиц, кирпича домов и фундамент храма… Основная идея моей композиции – показать этот призрачный город, - своеобразную «сибирскую Атлантиду»... История города хранит память о его затоплении и переносе на новое место. Это было сделано для строительства ГЭС, столь необходимого для развития растущего Новосибирска. Как мне кажется, значимость этой темы состоит в том, что людям нельзя забывать о страшных последствиях разрушения культуры, необходимо оберегать наследие предыдущих поколение и помнить свое историческое прошлое…

Изначально я хотела показать детей играющих на берегу и собирающих старые, выброшенные течением вещи. Но в процессе работы я немного изменила сюжет, решив изобразить детей на плоту. Это сделало композицию более динамичной – появилась диагональная линия весла, она поддержана диагональными линиями мерцающего в  воде города. Основная задача художественного образа – показать иллюзорность исчезнувшего города, возникающего в воображении главных героев и материализующегося в реальный мир как отражение на воде…В процессе поиска информации я смотрела документальные фотографии со следами затопленного Бердска – размытые фундаменты, руины зданий, предметы быта, оставленные жителями на мест покинутых домов…».

В отношении формально-композиционного решения работы, отметим, что формат дипломного эскиза в виде вытянутого по вертикали прямоугольника был выбран не случайно -  это придало образному строю произведения характер торжественной приподнятости и монументального величия. Композиционная схема холста приобретает предельно четкую и ясную структуру, построенную на радиально-круговом движении и таких же ясных ритмико-пластических связях. Начало этого движения и вход в картинное пространство положен касающимся границ формата темным силуэтом деревянного плота и стоящей на нем фигурой хрупкой девочки (выступающей в роли композиционного центра картины). Далее через линию шеста и общую пластику детских рук, направленных друг к другу, силовые линии холста переходят к фигуре сидящего на камне мальчика, легкая диагональ которого направляет движение глаза зрителя к верхней части картинного пространства с изображением опрокинутого собора. Его устремленные вниз главы замыкают развитие силовых линий всей композиционной схемы.

Этот же мотив кругового движения пластически повторяют и поддерживают лежащее на плоту велосипедное колесо, полуциркульные купола бердского собора и полуциркульные фрагменты кирпичных фундаментов, а острые прямые формы  (такие, как игла собора, палочка и шест в руках детей) стягивают большие формы  к геометрическому центру картины.

Аскетичный погашенный колорит и возникающий из ниоткуда нематериальный свет придают произведению нежную обволакивающую атмосферу, создают интригующую мимолетность окружающей действительности – недосказанность, зыбкость, неопределенность и неустойчивость образов. Как некогда у К. Петрова-Водкина в картине присутствует сплав реального  и условного, вымышленного и натурного, достоверного. Планетарность видения при сильном ракурсе сверху и появление сферической перспективы в совокупности лишают композицию покоя, а предметный мир лишается статичности и приходит в движение, но застылость и неподвижность фигур, отсутствие активных фактур, сильных цветовых и тональных контрастов, холодный колорит и пустынность водной глади создают в картине ощущение сна, окутавшего пространство города-призрака.

Автором диплома проделана большая работа – от натурных зарисовок до сложных символико-пластических обобщений, которые бы отражали внутреннюю суть события. Работа демонстрирует высокий профессиональный уровень автора, глубокое знание темы.

  

Директор                                                                 Ягодина Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

Галерея Казанского художественного училища им.Н.И.Фешина