\
Здесь нашел интересный обзор

Пышенко Валерия Олеговна
«Хрупкие вещи», 2019 г.
Рук. Меньшиков Сергей Михайлович

 

 

Художник: Пышенко Валерия Олеговна, 03.12.1996 г.р.
Руководитель дипломной работы: Меньшиков Сергей Михайлович, член Союза художников России
Название: «Хрупкие вещи»
Размер: 110 х 89 см.
Материалы: холст, масло
Год создания: 2019 г. 

 

История создания диплома началась с параллельной разработки двух тем – «Отношения» и «Жизнь вещей». Но в ходе работы над эскизами картины автор решает остановиться на теме «Отношений», продолжив изучать литературные источники на данную тему, сделав просмотр работ известных мастеров и студентов академий на тему ссоры, ожидания, конфликта, а также проведя непосредственный анализ своего жизненного опыта. Со слов автора диплома «основная идея композиции - хрупкость взаимоотношений… момент истончения связи. Значимость данной темы будет актуальна до тех пор, пока существует человечество... Чтобы раскрыть тему хрупкости в композиции мной были использованы такие формальные приемы, как контраст малых форм первого плана и локального пространства второго; контраст тональный; асимметричное расположение главных героев и условность пространства, в котором они находятся». 

Выбор формата, приближенного к квадрату, убедительно формирует необходимую дистанцию между двумя главными героями - дистанцию взаимного отчуждения двух людей, отвернувшихся в разные стороны холста, вынужденно застывших в этом замкнутом пространстве. Создаваемая автором композиционная структура холста целенаправленно дисгармонична и антииерархична, состоит из нескольких самостоятельных и самодостаточных элементов, находящихся на разных пространственных слоях. Крупная фигура сидящего в центре мужчины, обладающая большим композиционным весом не в силах собрать и подчинить себе тот предметный мир, который его окружает. Стерильная пустота центральной части картины отодвигает многочисленные предметы на периферию холста, делая их местопребывание неудобным, а общее равновесие картины неустойчивым и нестабильным.

Имеющиеся пластические повторы, которые были бы способны организовать ритмическую ткань холста (прямоугольники стола, дверей, растительные мотивы, висящая и лежащая драпировки, фигуры людей) не могут создать цельный соподчиненный друг другу мир. Наличие двух композиционных центров, контраст крупных обобщенных и мелких сложных форм, отсутствие теней отбрасываемых предметами усиливают их разъединенность, где каждый элемент живет своим замкнутым миром. И только колорит – колорит погашенной цветовой гаммы, объединяет этот мир отчуждения и разлада, в котором пластика отдельных элементов композиции не становится пластикой всего холста, из-за чего поверхность холста рассыпается на самостоятельные части.

Многие учебники по композиции гласят, что нельзя оставлять в центре холста много пустого места, только если само отсутствие информации не несет смысловую нагрузку. В данном случае автор сумел доказать, что пустота картинной плоскости более чем красноречива.

Таким образом, мир героев автора диплома оказывается не только миром  хрупким, но и миром искусственным, сконструированным, решенным автором диплома оригинально и интересно.

 

         Директор                                             Ягодина Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

Галерея Казанского художественного училища им.Н.И.Фешина