\
Статьи и обзоры nachodki.ru

Травкова Полина Валерьевна
«Старый паровоз», 2017 г.
Рук. Хандрыкин Виктор Петрович

 

 

Художник: Травкова Полина Валерьевна, 19.07.1996 г.р.
Руководитель дипломной работы: Хандрыкин Виктор Петрович, член Союза художников России
Название: «Старый паровоз»
Размер: 150 х 85 см.
Материалы: холст, масло
Год создания: 2017 г. 

 

Сюжетной линией дипломной работы стало тематическое задание («Человек и машина») данное преподавателем на третьем году обучения. По словам автора диплома: «Выполненная тогда композиция была впоследствии доработана и развита в течение преддипломной практики… Эта работа является одной из тех, чей образ возник в результате, скорее, внезапного вдохновения, нежели долгой и кропотливой исследовательской работы. Идея «Старого паровоза» пришла ко мне в тот момент, когда передо мной открылось внутреннее строение компьютера – хитросплетение проводов, миниатюрных схем, креплений, наслоений, – все это техническое многообразие раскинулось перед глазами великолепным абстрактным полотном… Я невольно обратила внимание на тот контраст, что создавала плоть моих рук на фоне этой абстрактно-технологической фактуры. И мои руки, и внутренности компьютера представлялись мне двумя системами, невероятно схожими в своей сложности и тонкости: как микросхемы машины вызвали во мне восхищение, обнажая перед взором свое микроскопическое великолепие, так и моя собственная ладонь вынуждала затаить дыхание, демонстрируя в просветах кожи тонкость переплетений сосудов на каркасе костей. Изучая схожесть сложности двух объектов, я задумалась и об их различиях. Возможно, в тот момент мною было пережито осознание ценности и уникальности жизни… Тогда и сформировался самый первый, исходный образ «Старого паровоза». Я представила холст, две трети которого были покрыты той самой кибернетической абстракцией и стеной уходили в воду заросшего, тихого водоема; пред стеною же в воде, стояли обнаженные дети, демонстрируя тот самый контраст плоти и железа, который так меня захватил. Но стремясь приблизить объекты работы  к более близким современному зрителю образам,  я заменила абстрактную схему микросхем старым паровозом».

Протяженный горизонтальный формат как нельзя лучше позволил автору диплома развернуть перед зрителем грандиозный силуэт старого паровоза, врезающегося активной диагональю в пространство картинной плоскости. Композиционная схема отличается смелым и оригинальным формальным решением - пространство холста сжато художником практически до двух планов, - вводный план отмечен небольшим участком берега и двухфигурной группой купающихся детей, второй план оказывается закрыт переплетением железных фактур огромной машины, по которой взбираются герои картины. И лишь небольшие, пробивающиеся через скелет паровоза частицы света, вносят в работу воздух третьего плана. В результате, изобразительная плоскость превращается в подобие орнаментальной ткани, покрытой металлическим узором железного гиганта. Ритмическая же связь двух планов холста осуществляется за счет пластического повтора в изображении человеческой фигуры, так и повторением циркульных форм колес старого паровоза. 

Сильный боковой свет, дающий такие же сильные тональные контрасты, позволил автору диплома показать и активную работу фактур заржавленной поверхности (в деталях прослеживающих все тонкости железного механизма), и теплоту и хрупкость обнаженного человеческого тела. Красочная палитра холста строится на сочетании различных оттенков горячего цвета, создающих знойное марево ослепительно-солнечного летнего дня.

На наш взгляд, дипломная работа демонстрирует высокие профессиональные качества ее автора, оригинальное формальное и образное мышление.

  

Директор                                                                Ягодина Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

Галерея Казанского художественного училища им.Н.И.Фешина