\
Шаблоны Joomla 3 тут

Хамзина Дина Рамилевна
«Солдаты. 1914 год», 2015 г.
Рук. Калитов Георгий Гайниахметович

 

 

Художник: Хамзина Дина Рамилевна, 31.01.1995 г.р.
Руководитель дипломной работы: Калитов Георгий Гайниахметович, член союза художников Российской Федерации Заслуженный художник Республики Башкортостан, народный художник Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии Республики Башкортостан им. С. Юлаева
Название: «Солдаты. 1914 год»
Размер: 122 х 148 см.
Материалы: холст, масло
Год создания: 2015 г. 

 

История замысла картины связана с датой 100-летия начала первой мировой войны. Сюжет картины – короткая стоянка поезда на станции ЖД, каких много по всей России. Вагон поезда с царским двуглавым орлом Российской империи, стоит на путях на фоне осеннего пейзажа. Раннее утро. Солдаты вышли на перрон размяться. Кто-то курит, кто-то с алюминиевым чайником сбегал за кипятком, а один солдат наигрывает на гармошке. Его автор сделала центром своей композиции. Одновременно образ гармониста является и смысловым центром художественного замысла картины. Гармонь, по задумке автора, как бы психологическая доминанта. Автору важно было показать дух патриотизма в картине и настрой солдат, едущих воевать за Родину, за матушку Россию. Это ей прекрасно удалось. Они все одеты в обновлённую военную форму русской армии цвета хакки, - простую серо-зелёную, без всяких цветастых излишеств, какой была у военных ещё в середине ХIХ века армейская форма.  Автор умышленно выбрала для своей картины такой же серо-зеленоватый колорит с тёмными, можно сказать с чёрными, ритмически повторяющимися, пятнами по всей картинной плоскости. Это не случайно. Глубокий чёрный проём-провал вагонной двери с солдатами, солдатские сапоги, чёрная фигура машиниста, присевшего осмотреть колёса вагона, чёрная гармонь в руках солдата рождают тревогу, - возможно, многие из них едут в один конец никогда больше  не увидят своего дома, а найдут чёрные могилы на полях сражений. Всё это контрастирует с чуть печальным осенним пейзажем средней полосы России в глубине узкого пространства над крышей вагона. На переднем плане шагает старушка с багажом и с ней  маленький ребёнок. Это, по замыслу автора картины, образ встревоженного войной мирного населения страны. Яркий свёрток из лоскутного одеяла за спиной женщины резко контрастирует совсем происходящим на картине, как напоминание о совсем недавнем мирном времени, привносит нотки ностальгии о мирной жизни и домашнем уюте. Только лёгкий серо-белесый дымок от гудка паровоза, пролетающий над крышей вагона, напоминает зрителю, что через минуту-другую эта картинка исчезнет навсегда, растает как этот дымок. Поезд  под стук колёс, увезёт солдат на мировую войну, какую ещё не видели народы Европы. Многие там погибнут. А старушка с ребёнком всё же найдут себе пристанище на время лихолетий, выживут с помощью добрых людей. Никто из персонажей картины пока не знает, какие глобальные перемены ждут каждого из них и саму Россию.

 

 

 

 

 

 

 

Галерея Казанского художественного училища им.Н.И.Фешина